Вы живете в нашем доме? Зарегистрируйтесь! Без регистрации и авторизации на сайте и форуме ТСЖ "Развилка-44" Вам доступно только 50% всех материалов.

Автор Тема: Все новое - это хорошо забытое старое  (Прочитано 4045 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн anton

  • житель дома
  • *****
  • Сообщений: 10
Товарищество собственников жилья  - "чьих будешь" ?

Администрация форума обратилась ко мне с просьбой рассказать жителям нашего дома, да и всем кто будет посещать данный форум: А что же все таки такое ТСЖ (товарищество собственников жилья). 

Я сегодня пол дня не мог собраться с мыслями и решить с чего же мне начать. Сразу с цитирования выдержек из Федеральных Законов и Жилищного Кодекса, их комментирования - как то скучно и не интересно, нудно даже мне показалось.

И для того, что бы вы прониклись пониманием значения этого словосочетания и поняли какой огромный смысл они несут я решил рассказать вам историю.

Да, именно историю, о той далекой Царской России, когда только начали появляться первые каменные многоквартирные дома в "Россейской Империи". Ведь не зная истории не возможно понять многих реалий настоящего и не получив этих знаний вам будет проблематично осознавать основы жилищной политики Российской Федерации.

Я думаю, что вам будет не только полезно это узнать но интересно.
« Последнее редактирование: 14 Декабрь 2010, 21:46:57 от anton »

Для участия в обсуждении данной темы необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на форуме!

Оффлайн anton

  • житель дома
  • *****
  • Сообщений: 10
Re: Все новое - это хорошо забытое старое
« Ответ #1 : 14 Декабрь 2010, 22:17:25 »
Для подготовки исторической справки использовался материал Аналитического центра "Live Creative Marketing"

20 октября 1714 года царь Петр I издал Указ о запрещении каменного строительства по всей России и о возведении в новой столице исключительно каменных «образцовых домов». Отныне строительство каменных домов где-либо, кроме Санкт-Петербурга, очень строго каралось. Одним росчерком пера царь оставил без работы тысячи каменщиков по всей России.

Расчет был следующий: поскольку для каменщиков их работа есть способ зарабатывания денег и кормления семьи, они будут вынуждены отправиться на поиски лучшей доли «на брега Невы», где и продолжат заниматься любимым делом. Таким образом, это позволит новой российской столице как можно быстрее стать вровень со столицами других европейских городов.

Именно тогда и начали появляться первые многоквартирные дома.
 
В XIX – начале XX века в России горожане жили в основном в частных домах, государственного или муниципального жилья не было. Частные дома были на одну семью, односемейные – деревянные или каменные (для тех, кто побогаче), большая часть жителей городов жили в собственных домах.

Было, и немало, и многоквартирных домов. Практически все многоквартирные дома были так называемыми «доходными» домами. Доходный дом строился частным лицом – купцом или предпринимателем – на свои деньги для получения прибыли, или «дохода», путем сдачи квартир внаем жильцам. Этот дом принадлежал хозяину на правах частной собственности, квартиры сдавались внаем по коммерческой цене (разумеется, без всякой приватизации). Любой человек, увидевший на подъезде, или на воротах дома, или в газете объявление о наличии в доме свободной квартиры, если его устраивала цена, мог заключить договор с хозяином (или управляющим), зачастую просто устный, и в тот же день вселиться в квартиру.

Не были нужны ни прописка, ни ордер или другие справки и бумаги. Правда, следовало зарегистрироваться в местном отделении полиции, при этом не зарегистрировавшихся строго наказывали. Законы защищали квартиросъемщика от произвола владельца. Если жилец исправно платил квартплату и не нарушал порядка, домовладелец не имел права его выселить. Но если жилец не вносил плату или нарушал порядок, то с помощью полиции быстро оказывался на улице. Конечно, хозяин, домовладелец следил (сам или через своих управляющих и приказчиков) за чистотой и исправностью своего имущества, т.е. дома. Ведь в грязный, неопрятный дом не привлечешь клиентов, плохое состояние дома снижало цену аренды квартир, и соответственно, доходы владельца.

За порядком в доме и во дворе следил еще и дворник. Дворник в те времена был не только уборщиком территории, но выполнял еще и административные функции. Он обязан был докладывать местному отделению полиции (квартальному надзирателю) обо всех нарушениях порядка в доме, о незарегистрированных жильцах и т.д. Дворник всегда находился неотлучно при доме и жил здесь же, в служебном помещении. За порядком следила также местная полиция - городовые, которые постоянно патрулировали территорию (за это их еще называли «хожалые»). Ночью постоянно дежурил ночной сторож. Повсюду стояли еще и стационарные полицейские посты – будки, в которых сидел полицейский, «будочник». Поэтому во дворах и на улицах был порядок, и было спокойно: и днем и в темное время суток можно было без опаски ходить по улицам. В случае каких-либо происшествий дворник, будочник или городовой быстро приходили на помощь. Нередко дополнительные посты будочников учреждались домовладельцами, которые в этом случае брали на себя расходы по их содержанию.

В домах, где жила более-менее состоятельная публика (средний класс и выше), в подъездах дежурили швейцары, на лестничных площадках были ковровые дорожки, зеркала, фикусы с пальмами в кадках. По словам автора одного из исследований, посвященного жилищному вопросу в России, «Дама, пришедшая в гости, прежде чем позвонить в квартиру, могла поправить прическу перед зеркалом. Понятно, что в таком доме профессор Преображенский мог спокойно оставить свои галоши внизу, не боясь, что не найдет их завтра утром. Причем это не было исключением из правил, это было нормальное явление» . До сих пор центральные районы Москвы украшают прекрасные многоквартирные дома – бывшие доходные Г.Солодовникова, Ф.Афремова, В.Исакова и др.
Согласно тому же упомянутому исследованию, 100% многоквартирных домов в дореволюционной России были именно доходными домами.
Чрезвычайно просто решался вопрос с переездом на новое место жительства. Не надо было ни продавать, ни менять квартиру. Достаточно было заплатить квартплату за текущий месяц, после чего договор найма без проблем расторгался, и человек мог в тот же день переехать на новую квартиру. При этом услуги по перевозке мебели стоили очень дешево. Многие выбирали себе квартиру ближе к месту работы или службы, театралы – ближе к театру, любители прогулок в парке – поблизости от парка и т.д. Так как квартиры не принадлежали жильцам и не участвовали в купле-продаже, то не было и криминализации жилищной сферы.

Иногда несколько человек нанимали квартиру вскладчину, и свободную комнату можно было сдать в поднаем. Люди одинокие или с низким достатком (это могла быть и семья) жили в доходных домах гостиничного типа, где не было квартир, а были комнаты, которые сдавались внаем. Наконец, самые бедные снимали койку в ночлежных домах, или «ночлежках» за несколько копеек на ночь (это были самые дешевые доходные дома).

Домовладелец, хозяин управлял своим доходным домом, как правило, эффективно обеспечивая жильцам - комфорт, себе – прибыль, в городскую казну – налоги. Дотации доходные дома не получали, они были рентабельны, это был крупный сектор городского малого и среднего бизнеса. В случае неэффективного управления домовладелец разорялся, дом переходил к другому владельцу или превращался в трущобы, как произошло с известной Хитровкой в Москве, или Вяземской лаврой в Санкт-Петербурге. К чести российских домовладельцев, трущоб в городах России было немного.

Был еще такой вид жилья, как бараки, или казармы, где за низкую плату жили рабочие заводов и фабрик. Бараки эти строились хозяевами заводов, поскольку рабочие были в основном переселенцами из деревень. По современной терминологии, это было ведомственное жилье. И еще много людей снимали комнату, угол или каморку в частных односемейных домах. Например, зажиточная семья имела свой дом из пяти комнат, четыре комнаты занимали сами, а одну сдавали жильцу за деньги. Это был весьма распространенный вид найма.

Предложение жилья соответствовало платежеспособному спросу. Каждый человек без особого труда мог найти себе жилье в любом городе, в соответствии со своими средствами, и в этом смысле жилищной проблемы в городах России не существовало. Никто не ночевал на улицах, что считалось бродяжничеством, которое являлось уголовно наказуемым.
Муниципального жилья (принадлежащего городским властям, казне) в дореволюционной России не было вообще, но было «социальное» жилье, то есть жилье для самых необеспеченных и по современной терминологии – «социально незащищенных» - слоев городского населения. Это были дома, содержавшиеся на средства благотворительных, религиозных организаций (приюты, богадельни) и отдельных меценатов. Например, в Москве широко был известен «дом бесплатных квартир», построенный купцами братьями Бахрушиными на Софийской набережной. Это был прекрасный большой дом (сейчас в нем помещается головной офис компании «Роснефть»), содержавшийся полностью на их средства, в котором бесплатно жили малоимущие горожане.


Оффлайн anton

  • житель дома
  • *****
  • Сообщений: 10
Re: Все новое - это хорошо забытое старое
« Ответ #2 : 16 Декабрь 2010, 22:13:11 »
Октябрьская революция 1917 года привела, как известно, к национализации не только производственного, финансового и иных фондов, отнесенных к категории «средств производства». Также были национализированы жилые дома, то есть жилой фонд стал собственностью государства. Управлять домами стали домкомы , которые впоследствии трансформировались в нынешние РЭУ и ДЕЗы. Большие, богатые квартиры в центре превратились в коммуналки, куда переселили рабочих с окраинных бараков и бедноту из ночлежек (путем принудительного «уплотнения»), что в течение крайне короткого срока привело к резкому падению качества жилья (зеркала разбиты, парадные входы заколочены, пальмы и фикусы завяли, ковровые дорожки украдены и т.д.).

Днем рождения советской системы жилищного устройства следует считать либо 20 августа 1918 года (по новому стилю), когда был опубликован Декрет Президиума ВЦИК «Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах», либо 24 августа 1918 г. (также по новому стилю), когда был опубликован декрет Совета Народных Комиссаров «Об отмене права частной собственности на недвижимость в городах».
В результате этого все жилье, которое в дореволюционной России было в основном частным, перешло в государственную собственность, (потом, правда, права собственности на частные односемейные дома вернули их прежним владельцам).
Поначалу новоиспеченным государственным многоквартирным домом не управлял вообще никто, и вселиться в него мог каждый желающий, к тому же и квартплата была отменена. Такое положение, очевидно, долго не могло сохраняться, и домом стал управлять домовой комитет (домком), выбираемый на собрании жильцов. Через некоторое время выяснилось, что домком управляет домом неэффективно, и после недолгих экспериментов с другими формами коллективного управления – жилтовариществом и ЖАКТом, он был заменен домоуправом – специальным уполномоченным советской власти. Это был уже фактически госчиновник. В дальнейшем управление многоквартирным домом перешло в специальные органы государственной и местной власти (ЖЭКи, РЭУ, ПРЭО, впоследствии ДЕЗы).

Во времена НЭПа, когда государство фактически расписалось в неэффективности централизованного жилищно-коммунального хозяйства, начали появляться дома, принципиально отличающиеся от государственных. Речь идет о ЖСК, жилищно-строительных кооперативах – домах коллективной собственности и управления, после насильственного перерыва, длившегося до конца сталинской эпохи, достигших расцвета к 70-м годам ХХ века. Этот вид жилого дома демонстрировал более высокую степень эффективности: кооперативные дома выглядели лучше и лучше обслуживались, чем обычные государственные, несмотря на то, что права собственности и управления были сильно ограничены/


Для участия в обсуждении данной темы необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на форуме!